Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Нужна ли литература в школе?


  • Please log in to reply
109 ответов в этой теме

#51 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 07 Jun 2016 - 22:57

Итак, впорос: насколько вы согласны с тезисом, что
"литература оказалась никакой не вечной ценностью, а преходящим институтом, обслуживавшим вполне конкретную — индустриальную — эпоху"?
мне это собственно интереснее всего. Человек с лециями выступает и продвигает эту идею. Насколько именно этот тезис соответстует вышим представлениям о литературе?

#52 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 07 Jun 2016 - 23:13

вот следующий тезис товарища Губина.

Мне, повторю, вообще непонятен смысл сегодняшних уроков литературы. Большей частью (если не повезет с учителем, а обычно не везет) они контрольным выстрелом в голову добивают остаток интереса к чтению. Школьное литературоведение, все эти «образ Базарова — образ Кирсанова», «экспозиция — кульминация — развязка», — абсолютная, вульгарная, никому (кроме авторов учебников) не нужная фигня.

Тут я совсем с ним не согласен по сути: любой предмет, если преподавать его никак от слова "совсем" вызовет отвращение. На моей памяти было 3 таких примера. Первый раз, случилось, что к нам в 6 классе вместо уволившейся исторички взяли на работу настоящего архелога с ЛГУ-шным образованием. Для него это была подработка, а для нас - окно в новый мир. Оказалось, что скучнейшие уроки истории, кои заключались в тупом перессказывании учебников как можно ближе к тексту превратились в настоящий мир истории. На первом же уроке мы получили по 1-2 двойки всем классом. (Уж не знаю, как он с завучем разбирался, но факт такой был). Всего лишь поросил дать пару-тройку определиний. типа "индульгенция", "папская булла" и еще что-то. Уж про даты вообще молчу. Потом он занитересовал нас, давал много информации помимо учебника и
Итог: весь класс тотально хотел учить историю.
Другой пример - химия. Химичка с самого начала настолько нас заинтересовала, что несколько человек пошли в кружок, что при техноложке был и провели в нём незабываемые 3 года. Опять же, занятия проводили студенты и аспиранты, рассказывали всё в неформальной обстановке, было чертовски интересно. А потом я перешёл в другую школу, где ничего кроме скуи химия не вызывала. Приходилось очень сложно с новой химичкой, которая тупо требовала повторения учебника слово- в слово.
Я внятен?
На мой взгляд Д.Губин несколько сместил центр тяжести со способов преподавния и мастерства, на сам предмет.

Сообщение изменено: Lancet (07 Jun 2016 - 23:18)


#53 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 07 Jun 2016 - 23:28

что именно соответствует задачам школы по "даванию"


вот тут я соглашусь на 100%.
говорю о себе - наша школа (чиатй - советская) воспитывала 3 главных качества:
1) слушайся старших (читай, начальство)
2) не высовывайся с дурацкими инициативами - потом сам же будешь расхлёбывать
3) будь как все, (см п.2)
если так себя будешь вести, то скоро всё само в тумбочке появится, по мановению "хорошего начальника"

У нас вся система под это была заточена- и последующий институт и аспирантура (хотя и в меньшей степени чем школа). Помню, какой шок у меня вызвала фраза, когда я только приехал в штаты: "Чем вы хотите заниматься?" Этот вопрос был не совсместим со всем моим предедущим опытом. Никого никогда он не интересовал. И я к нему был не готов. Из-за чего потерял много времени, прежде, чем что-то стало складываться.

Сообщение изменено: Lancet (07 Jun 2016 - 23:29)


#54 lange97

lange97

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 4474 Сообщений
  • Обитает:Германия

Отправлено 07 Jun 2016 - 23:43

насколько вы согласны с тезисом, что
"литература оказалась никакой не вечной ценностью, а преходящим институтом, обслуживавшим вполне конкретную — индустриальную — эпоху"?

А античные авторы были в курсе, чего они там обслуживали? :rolleyes:

Человек с лециями выступает и продвигает эту идею.

Где-то я уже что-то похожее слышал:


#55 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 00:39

А античные авторы были в курсе, чего они там обслуживали?

Ну, дык развей свою мыслю до стадии понимания?

#56 egor

egor

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 17945 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 04:08

"литература оказалась никакой не вечной ценностью, а преходящим институтом, обслуживавшим вполне конкретную — индустриальную — эпоху"?
мне это собственно интереснее всего. Человек с лециями выступает и продвигает эту идею. Насколько именно этот тезис соответстует вышим представлениям о литературе?

Я знал. А Саша мне не поверил.

На мой взгляд Д.Губин несколько сместил центр тяжести со способов преподавния и мастерства, на сам предмет.

Мы с Марой именно это обсуждали по поводу преподавания литературы и там ясно высказали точку зрения.

У нас вся система под это была заточена- и последующий институт и аспирантура

Хотя декларировалась совершенно иная идея-научить пользоваться источниками информации и думать самостоятельно.

"литература оказалась никакой не вечной ценностью, а преходящим институтом, обслуживавшим вполне конкретную — индустриальную — эпоху"?

Чем звонче и эффектнее мысля, тем меньше в ней смысла. "литература не ценность" исключительно в отношении случаев, когда писатель начинает работать в качестве обслуживателя эпохи. Если дело касается гениев, до даже попытка написать нечто "обслуживающее эпоху или конкретного начальника", часто заканчивается весьма качестевенным произведением-пример "Мастер и Маргарита".

Сообщение изменено: egor (08 Jun 2016 - 04:48)


#57 Mara

Mara

  • Administrators
  • 16327 Сообщений
  • Обитает:Россия

Отправлено 08 Jun 2016 - 06:17

Мы с Марой именно это обсуждали по поводу преподавания литературы и там ясно высказали точку зрения.

Не, модератору темы не понравилось то, как мы обсуждали. Обвинил нас в том, что мы неправильно это делаем. Он по-другому видит дискуссии :a_sarcastic:

Мда, как и ожидал, "бытие определило сознание". В том смысле, что примерное русло обсуждения так и предсавил: и "а наши дети стали лучше" и "денегнет, но у нас их есть" и т.п.

Ок. Попробую с другой стороны зайти

Дал шанс исправиться. :fly:

Сообщение изменено: Mara (08 Jun 2016 - 06:25)


#58 Sasha

Sasha

    .

  • Administrators
  • 15087 Сообщений

Отправлено 08 Jun 2016 - 06:23

Мы с Марой именно это обсуждали по поводу преподавания литературы и там ясно высказали точку зрения.

Да неужели? ;) Оказывается ты всё-таки обсуждал предмет "литература", а не нужность литературы (как таковой) и её чтения?

Собственно первоначально вопрос стоял не о уровне образования современных, российских школьников а о нужности чтения литературы, причем не специальной.


На самом деле, автор предложил обсуждение именно этой проблемы-нужна ли литература детям и взрослым.



#59 Sasha

Sasha

    .

  • Administrators
  • 15087 Сообщений

Отправлено 08 Jun 2016 - 06:27

Я знал. А Саша мне не поверил.

Ты молодец :6: Догадался о чём статья по цитатам, даже не прочитав не только её, но и её название и название самой темы, в которой мы пишем.

Но хорошо, что всё-таки признался, что обсуждаешь преподавание предмета.

#60 Sasha

Sasha

    .

  • Administrators
  • 15087 Сообщений

Отправлено 08 Jun 2016 - 06:35

Тут я совсем с ним не согласен по сути: любой предмет, если преподавать его никак от слова "совсем" вызовет отвращение.

Вот в шведской школе отдельного предмета "Литература" нет, как и нет обязательных всеобщих списков книг для чтения и изучения. (хотя раньше нечто такое было - в частности они "Детство" Горького в школе читали) Возможно есть что-то в гимназиях с гуманитарным уклоном - тут я не знаю, но, в принципе, вполне достаточно рассказать ученикам про Стриндберга или Лагерквиста, чтобы они потом их почитали (или посмотрели в театре)
А в Штатах с этим как? Детей заставляют в школе изучать Лонгфелло, Вашингтона Ирвинга, Эдгара По и Фолкнера?

На мой взгляд Д.Губин несколько сместил центр тяжести со способов преподавния и мастерства, на сам предмет.

По-моему ему просто захотелось вы... выпендриться

#61 lange97

lange97

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 4474 Сообщений
  • Обитает:Германия

Отправлено 08 Jun 2016 - 08:14

А античные авторы были в курсе, чего они там обслуживали?

Ну, дык развей свою мыслю до стадии понимания?

А что тут непонятного? Индустриальная эпоха когда началась? И что обслуживала литература до её начала?

#62 Groucho Marx

Groucho Marx

    Душа компании

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPip
  • 393 Сообщений

Отправлено 08 Jun 2016 - 08:29

наша школа (чиатй - советская) воспитывала 3 главных качества:
1) слушайся старших (читай, начальство)
2) не высовывайся с дурацкими инициативами - потом сам же будешь расхлёбывать
3) будь как все, (см п.2)


Да. И с этой точке зрения классическая русская литература в школе очень даже нужна. Она играет в современной российской школе (и играла в советской) ту же самую роль, какую в дореволюциолнных гимназиях играло преподавалие латыни и греческого: абсолютно мёртвая, неприменимая в реальной жизни информация, выучивание которой было актом конформизма. "Слушайся сташих, учи латынь" звучит точно также, как "Слушайся старших, читай Достоевского".

Ну, и пара слов по поводу самой статьи, послужившей поводом к дискуссии. В принципе, автор заглавной статьи глупость написал про конец литературы. Причём, эта глупость осознанная, хорошо рассчитанная. Он смешал знание литературы, как культурный маркер, с функцией литературы, как качественного развлечения.
Сам он заявляет, что не читает книг, предпочитая развлекаться рассматриванием интернетовского порновидео и разбрасыванием лайков по твиттеру и фейсбуку, и пытается убедить своих собеседников, что это - эталон современной культурности. Неслучайно он с подобными лекциями ездит по разным интеллектуальным центрам: его работу оплачивают, она востребована, нужна именно в такой форме агрессивной дискредитации культуры. Подобная антикультурная пропаганда - часть последовательной и тщательной работы российских либералов (в Европе их называют "неонацистами") по отрыву россиян от контекста мировой культуры, по углублению культурной пропасти между россиянами и "западным миром".
  • egor and Tanjusha like this

#63 egor

egor

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 17945 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 11:45

Оказывается ты всё-таки обсуждал предмет "литература", а не нужность литературы (как таковой) и её чтения?

Как я забыл поставить "и"????? Я обсуждал И нужность литературы И предмет Литература И многое другое.

Догадался о чём статья по цитатам, даже не прочитав не только её, но и её название и название самой темы, в которой мы пишем.

Это ведь только твое умозаключение, основанное на очень вольной трактовке того, что я написал. Причем то, что ссылка была на Ланцета а не автора, признал даже ты. Конечно мне следовало выделить, что я считаю "Ланцетом" каким то ярким, веселым цветом, дабы избежать иного толкования.

Но хорошо, что всё-таки признался, что обсуждаешь преподавание предмета.

А я как Цезарь, способен обсуждать сразу несколько вопросов в одной теме. Отклоняться от "сабжа ветки" у нас не считается грехом?
  • Mara likes this

#64 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 12:28

А в Штатах с этим как? Детей заставляют в школе изучать Лонгфелло, Вашингтона Ирвинга, Эдгара По и Фолкнера?

Честно сказать, я уже не помню. Надо спросить при случае. Помню, что несколько раз для написания эссэ дочке надо было прочитать разных классиков, но как предмет назывался не помню. Каюсь, один раз сподвиг ее на О'Генри, обещая кучу юмора. Она была очень расстроена - в оригинеле это оказалась жуткая нудятина, я сам попробовал почитать. То, что у нас он был популярен это полностью заслуга переводчика.

#65 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 12:54

А Эдгар По - это наше фсе ;) он в Балтиморе похоронен и тут просто его культ :impossible:
Да, читали они его рассказы, это точно.

#66 ilya1972

ilya1972

    прежде чем тащить в кусты - подарите ей цветы

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 18702 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 13:38

Другой пример - химия. Химичка с самого начала настолько нас заинтересовала, что несколько человек пошли в кружок, что при техноложке был и провели в нём незабываемые 3 года. Опять же, занятия проводили студенты и аспиранты, рассказывали всё в неформальной обстановке, было чертовски интересно. А потом я перешёл в другую школу, где ничего кроме скуи химия не вызывала. Приходилось очень сложно с новой химичкой, которая тупо требовала повторения учебника слово- в слово.
Я внятен?

:Hand_Shake:
у меня как тока химичка поменялась в старших классах прощай химия!
старая химичка пару раз замещала увидела тройбаны в журнале мои в ужасе была :a_sarcastic:
хотя чего тока нахимии не было: и презервативы надували, и пестни пели и кушали и пиво пили :give_heart:
Направление в психбольницу ИЛЬЯ всем выпишет! (с)

#67 egor

egor

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 17945 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 14:24

Она была очень расстроена - в оригинеле это оказалась жуткая нудятина, я сам попробовал почитать.

Интересное кино. Только что его читал на кухне, просто открыв с любой страницы. Один из любимых авторов.
А кто еще потерял на твой взгляд в оригинале?

#68 Sasha

Sasha

    .

  • Administrators
  • 15087 Сообщений

Отправлено 08 Jun 2016 - 14:28

Каюсь, один раз сподвиг ее на О'Генри, обещая кучу юмора. Она была очень расстроена - в оригинеле это оказалась жуткая нудятина, я сам попробовал почитать. То, что у нас он был популярен это полностью заслуга переводчика.

Я читал его в оригинале, учась в английской школе - ничуть не хуже того, что напереводили на русский.
Просто у него действительно много нравоучительной нудятины - типа про "Боливара, который не мог вынести двоих", но есть и замечательные вещи ("Короли и капуста" - просто отличный роман)

#69 ilya1972

ilya1972

    прежде чем тащить в кусты - подарите ей цветы

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 18702 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 15:18

А я как Цезарь, способен обсуждать сразу несколько вопросов в одной теме.

а я как брут :blush:

А Эдгар По - это наше фсе ;) он в Балтиморе похоронен и тут просто его культ :impossible:
Да, читали они его рассказы, это точно.

улица морг :give_heart:
ворон!
дятел! :a_sarcastic:
Направление в психбольницу ИЛЬЯ всем выпишет! (с)

#70 ilya1972

ilya1972

    прежде чем тащить в кусты - подарите ей цветы

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 18702 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 15:19

Каюсь, один раз сподвиг ее на О'Генри, обещая кучу юмора. Она была очень расстроена - в оригинеле это оказалась жуткая нудятина, я сам попробовал почитать. То, что у нас он был популярен это полностью заслуга переводчика.

Я читал его в оригинале, учась в английской школе - ничуть не хуже того, что напереводили на русский.
Просто у него действительно много нравоучительной нудятины - типа про "Боливара, который не мог вынести двоих", но есть и замечательные вещи ("Короли и капуста" - просто отличный роман)

шекспира почитайте, вильяма
к нему прям перевод идет :a_sarcastic:
Направление в психбольницу ИЛЬЯ всем выпишет! (с)

#71 egor

egor

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 17945 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 16:21

а я как брут

Ты как нетт.

#72 ilya1972

ilya1972

    прежде чем тащить в кусты - подарите ей цветы

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 18702 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 16:41

сколько перьев цезарю воткнули? :a_sarcastic:
Направление в психбольницу ИЛЬЯ всем выпишет! (с)

#73 egor

egor

    Стахановец

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 17945 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 17:18

сколько перьев цезарю воткнули?

Неужели три? :Sweating:

#74 ilya1972

ilya1972

    прежде чем тащить в кусты - подарите ей цветы

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 18702 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 17:26

он что райская птица? :Sweating:
Направление в психбольницу ИЛЬЯ всем выпишет! (с)

#75 Lancet

Lancet

    Американский кролик-Зануда

  • Форумчане
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6618 Сообщений
  • Обитает:в Мумидоле

Отправлено 08 Jun 2016 - 23:06

Я читал его в оригинале, учась в английской школе - ничуть не хуже того, что напереводили на русский.


это точно был оригинал, а не адаптировааное чтение? Как, например, The Importance of Being Earnest? Я, помню, долго читал и восхищался, пока не понял, что так книжка, что у меня была - это "адаптированное чтение для старшеклассников", хотя и 1946 года :a_sarcastic:




0 посетителей читают эту тему

0 участников, 0 гостей, 0 скрытых