Монтсеррат Кабалье
12 апреля отпразднует свое 80-летие Монтсеррат Кабалье — выдающаяся испанская оперная певица (сопрано). Известна, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Россини, Беллини и Доницетти. Среди лучших записей — заглавные роли в операх «Мария Стюарт» и «Лукреция Борджиа», «Тоска», «Адриана Лекуврер», «Саломея» и другие.
Монтсеррат Кабалье преподнесла мир оперы молодому поколению, а также царцуэлы и испанские песни иностранному зрителю. Всю свою карьеру у нее было плохое здоровье, она постоянно сталкивалась с различными проблемами, но, несмотря на это, она всегда излучает тепло и обладает хорошим чувством юмора. Монтсеррат Кабалье — одна из великих мировых представителей оперы. Кстати, в России Монтсеррат воспринимают как свою — она проехала с концертами всю Сибирь и, конечно же, выступала в Санкт-Петербурге и Москве.
Анкетные данные
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. С именем Монтсеррат связана легенда, о которой звезда рассказывает: «Недалеко от Барселоны есть гора (вулканического происхождения), которая очень похожа на гряду гор. Здесь находится монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монтсеррат. Большинство испанцев — католики, поэтому маленьких девочек крестят именем Святая Мария Монтсеррат. Со временем, когда девочка подрастает, это имя укорачивается, и остается только Монтсеррат. Нам очень нравится это имя. На самом деле «монте» — это гора, а «серра» — горная цепочка, гряда гор. Это и обозначает мое имя. Мне очень нравится, когда меня называют просто по имени — и больше ничего».
Трудовая биография
Еще девочкой Монтсеррат увлеклась пением и могла часами слушать по радио своих любимых исполнителей. В 8 лет она поступила в Барселонский Лицей. В 14 лет она начала брать уроки пения у лучших мастеров того времени. В то же время она начала изучать коммерческую экспертизу, но ее отец заболел и вынужден был бросить работу. Монтсеррат должна была помогать своей семье. Продолжая учебу, она работала продавщицей, закройщицей, швеей и т. д. Одновременно находила время для занятий английским и французским языками.
Трудности в семье не прекращались, и Монтсеррат отважилась посетить семью меценатов и любителей искусства Бельтран Мата, которые благожелательно относились к молодым артистам. Эта семья предложила ей пособие (1000 песет в месяц), чтобы она могла продолжать учебу. В 1954 году Монтсеррат закончила с отличием Барселонский Лицей. В том же году семья Бельтран Мата порекомендовала Монтсеррат поехать в Италию, оплатив ей все расходы и предоставив рекомендательное письмо к известному баритону Раймундо Торресу. Благодаря ему Монтсеррат послушал Сицильяни, директор театра «Maggio Fiorentino» (Флоренция), и принял в свой театр. На первом ее выступлении в зале присутствовал директор Оперного театра Базеля, который, очарованный голосом Монтсеррат, предложил ей трехлетний контракт. В 1956 году Монтсеррат уезжает в Швейцарию, где поступает в Оперный театр Базеля.
В 1959 году она входит в труппу Бременского Оперного театра. Находясь в Бремене, Монтсеррат получила приглашение для выступления в родном ей Барселонском Лицее, где она дебютировала с партией Арабеллы Штрауса. Международное признание пришло к ней в 1965 году, когда ей вдруг предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском «Карнеги-Холле». Прослушав, почти не дыша, первую арию певицы, избалованный выступлениями артистов первой величины зал посвятил прекрасной незнакомке овации в течение 20 минут.
С того дня ее судьба была предрешена: ни одно ее выступление на подмостках сцен столиц мира не прошло незамеченным. Она спела в таких исторических местах, как Большой Колонный зал Кремля, Белый дом Вашингтона, Аудитория Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Зал Народа в Пекине.
С 1974 года Монтсеррат Кабалье является Почетным Послом ООН и Послом Доброй Воли ЮНЕСКО.
Монтсеррат выступала с такими известными дирижерами, как Бернстайн, Караян, Ливайн, Мета, Солти, а также с известными певцами: Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Мерилин Хорн, Альфредо Краусом и Лучано Паваротти.
Для певицы, как и для многих вокалистов, своеобразной «землей обетованной» был театр «Ла Скала». В 1970 году она исполняет на его сцене одну из своих лучших партий — «Норму» в одноименной опере В. Беллини. Именно с этой ролью в составе театра Кабалье приезжает в 1974 году на свои первые гастроли в Москву. А впервые в СССР она побывала еще в 1959 году, когда только-только начинался ее путь на сцену. Тогда вместе с матерью она пыталась разыскать своего дядю, эмигрировавшего сюда, как и многие его соотечественники, после Гражданской войны в Испании, спасаясь от диктатуры Франко.
Певица обладает уникальным репертуаром, в котором свыше 125 оперных партий. Она записала 40 полных опер. Идол рока Фредди Меркьюри написал в ее честь пьесу «Exercises in Free Love», а песня «Барселона», исполненная Меркьюри и Монтсеррат дуэтом на Олимпиаде в Барселоне в 1992 году, стала хитом года. Уже несколько раз она делила сцену с российским тенором Николаем Басковым, который считает себя учеником великой певицы.
Личная жизнь
Кабалье счастлива в семейной жизни, сама с удовольствием рассказывает о ней: «Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей. В родительском доме, наблюдая за отношениями мамы и папы, я поняла, что важно равенство в семейных отношениях. У нас было заведено со времен моего детства, что никто ни над кем не главенствует. И таким же образом мы с мужем пытаемся вырастить своих детей. У каждого ребенка, человека есть своя индивидуальность, свой характер, который нужно уважать. И я с гордостью могу утверждать, что наша семья гармонична. Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама — знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка — это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива. Жизнь сама по себе прекрасна, главное - не портить ее собственными ошибками».
Увлечения
Монтсеррат Кабалье любит плавание, прогулки, прекрасно водит машину. Не отказывается и вкусно поесть. Когда-то певица обожала пироги своей матери, и теперь, когда позволяет время, сама печет пирожки с клубникой для домашних. Увлечена живописью: «С самых юных лет мне очень нравится рисовать. Сначала я писала акварелью, а потом — карандашом, точнее, угольком. А по мере того, как я училась, взрослела, я даже осмелилась писать маслом. Это, конечно, наивная живопись, однако я сделала несколько более-менее приличных портретов. И натюрморты у меня получаются довольно неплохо. К сожалению, на эту страсть у меня остается совсем мало времени. Впрочем, когда я уезжаю надолго, я беру с собой альбомы с хорошей бумагой и, как правило, пишу то, что вижу из окна своего номера в отеле. Бывало, что я возвращалась домой с полными альбомами рисунков. Ну, вот это такое хобби, которое доставляет мне очень большое удовольствие».