Репетиция оркестра / Prova d'orchestra (1978)
Название: Репетиция оркестра
Оригинальное название: Prova d'orchestra
Год выхода: 1978
Жанр: Драма, музыка
Режиссер: Федерико Феллини / Federico Fellini
В ролях: Балдуин Баас, Клара Колозимо, Рональдо Бонакки, Фердинандо Виллелла, Джованни Явароне, Элизабет Лаби, Франко Явароне, Энди Миллер, Луиджи Уццо, Умберто Зуанелли, Клаудио Чиокка.
В старой часовне начинается репетиция симфонического оркестра. Музыканты недовольны требовательностью и строгостью дирижера, а он видит в зале взбунтовавшуюся толпу, требующую его отставки. Репетиция превращается в звериное безумие: под роялем занимаются любовью, белые стены зала разрисовываются заборными надписями, звучат выстрелы. Снова появляется дирижер, он призывает музыкантов собрать свои инструменты и продолжить репетицию, полагая, что "ноты спасут нас". Но потом опять кричит на музыкантов, недовольный их игрой. Так, наверное, и вся жизнь человеческая- неудачная репетиция, повторение пройденного?..
Репетиция для Феллини – путь постижения абсолюта искусства, того идеала, которого иначе чем стремлением с самосовершенству не достигнуть. Музыканты репетируют вдохновение, которое они шквалом звуков и гармоний выместят на слушателя во время концерта. И зритель репетирует его вместе с ними.
Приз «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов Марчелло Мастроянни и Джульетте Мазине, а также за общий дизайн фильма и дизайн костюмов, 1986.
Гран-при МКФ в Москве, 1986
Отношение к «Репетиции оркестра» у многих остаётся двойственным. Одни считают, что эта лента Федерико Феллини примыкает к его свободным фантазиям, которые особо не отягощены сюжетом, развиваются якобы импровизационно и похожи то ли на документальные ленты в стиле «синема-верите», то ли на своеобразные фильмы-концерты — «Блокнот режиссёра», «Клоуны», «Интервью». Да и в «Риме», а также в картине «И корабль плывёт» наличествует этот мотив будто бы документирования событий кинематографистами непосредственно в кадре. Другие же, напротив, определяют «Репетицию оркестра» в качестве «тяжеловесной аллегории», в которой всё излишне выстроено и задано, словно в музыкальной партитуре, строго и неукоснительно соблюдаемой дирижёром-диктатором. Вот и по сюжету данной ленты дирижёр хочет превратить музыкантов в послушных марионеток, которые, наверно, должны напоминать ещё и нотные знаки, стройными рядами складывающиеся в некую клинопись на бумаге, — а те под взмахом палочки начинают звучать уже как внятная мелодия, доставляя эстетическое удовольствие. Тем более, если это волшебная музыка Нино Роты. Но без отдающего отрывистые команды руководителя оркестра (дирижёр — немец, и в его речи вдруг появляются резкие, как бы лающие интонации, что сразу же позволяет ассоциативно сопоставить его… с каким-либо комендантом фашистского концлагеря) всё может развалиться как в музыкальном смысле, став какофонией, то есть набором бессмысленных звуков, так и в экзистенциально-иносказательном плане. Крушение репетиционного зала под церковными сводами воспринимается чуть ли не эсхатологически — будто конец всего человечества, чьей моделью как раз и представляется вышедший из-под повиновения оркестр, который состоит из перессорившихся друг с другом музыкантов. Именно подобный метафорический финал (пусть разрушающая здание так называемая «баба» выглядит вполне реально) выводит частную историю, которая случилась с небольшой группой людей в замкнутом пространстве и при внешнем соблюдении двух иных правил классицизма относительно единства времени и действия, уже на безграничное и вневременное поле глобальных обобщений. Так что фильм Феллини оказывается почти идеальной притчей — лаконичной, самодостаточной, наполненной множеством скрытых подтекстов и прямых аллюзий. Если же кто-то не принимает подобный стиль мышления автора или выражает сомнение по поводу его художнической тенденциозности, то, вероятно, не очень точно понимает суть любой притчи, которая просто обязана быть поучающим и наставляющим примером для современников и потомков. Своеобразный минимализм «Репетиции оркестра», разумеется, проигрывает по сравнению с изобразительными излишествами многих других работ итальянского киномаэстро, но зато вместе с перекликающейся картиной «И корабль плывёт» образует некий музыкально-классический дуэт-реквием о столь возможной гибели мира.
Сергей Кудрявцев
Выпущено: Италия, Германия (ФРГ); Albatros Filmproduktion, Daimo Cinematografica, Radiotelevisione Italiana (RAI).
Формат: AVI (XviD)
Качество: DVDRip
Продолжительность: 01:09:28.
Видео: 720x400 (1.80:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~1502 kbps avg, 0.21 bit/pixel.
Звук: Audio #1(rus): 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~448 kbps; Audio #2(Ital): 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~448 kbps.
Субтитры: Russian (VobSub format)
Размер: 1199.21 Mb.