Последняя публичная казнь в городе Бремене состоялась 21 апреля 1831 года. На эшафот взошла жительница города госпожа Гейша Готтфрид (Gesche Margarethe Gottfried). Приветливая и услужливая особа, которую в течение десятилетия преследовали несчастья: один за другим скончались ее мужья, дети, родители, уцелевший на войне и вернувшийся домой брат, злой рок не пощадил и друзей.
Казалось бы эта несчастная женщина достойна сострадания, если бы не один факт: все ее близкие, столь рано покинувшие этот мир, ушли не по воле господней. Причиной их смерти стало отравление мышьяком, которым заботливые руки госпожи Готтфрид усердно сдобряли подаваемые угощения.
Споры о том, что же послужило мотивом к этой серии преступлений, ведутся до сей поры. Современные эксперты криминальной психологии склоняются к тому, что основным мотивом явилась алчность. Сама госпожа Готтфрид на этот вопрос не пожелала (или не смогла) однозначно ответить. Попытка ее адвоката передать подзащитную в руки врачей не увенчалась успехом: суд отклонил его прошение о медицинском обследовании, которое могло бы подтвердить психическое расстройство подсудимой. По обвинению в смерти 15 человек Гейша Готтфрид была приговорена к смерти и 21 апреля 1831 года на городской площади обезглавлена.
Основой пьесы Р.Фассбиндера «Бременская свобода» стала эта реальная история, даже имена персонажей взяты почти без изменений. Автор, однако, предлагает нам... не столь разбор мотивов настоящей Гейши, сколь, нанизав повествование на реальный сюжет, поднимает тему свободы человека, в данном случае женскую свободу – личностную, предпринимательскую и не в последнюю очередь свободу сексуальную.
Перевод на русский я читала в течение прибл. первой трети фильма, потом устала... Перевод неплох, но есть ошибки, в частности несколько смягчена провокативность языка Фассбиндера, что в общем-то досадно. Вцелом не могу сказать что пьеса и ее постановка вызвали во мне потрясение, но безусловно этот фильм останется в памяти.
Есть ли желание поговорить на тему «свобода» (не касаясь политики)?
Героиня пьесы в стремлении к ней выбрала путь «нет человека – нет проблемы» в самой его экстремальной форме. Заменим его на более гумманный – "отказ от социальных контактов", а значит более или менее ярко выраженное одиночество. Единственный ли это путь? Возможно ли, оставаясь частью человеческого общества, быть свободным? Быть свободным не за счет свободы других (не унижая, не подавляя, не выдвигая требований «ты должен/должна», не ограничивая лишь потому что «мне не нравится») и при этом не превращаться в аутсайдера?
Сообщение изменено: Mara (23 Jul 2011 - 16:34)
объединение двух постов в один с согласия автора перед переносом в тему обсуждение кино